Ломоносов дотянулся до Шэньчжэня (Независимая газета)

04.02.2019 [«Независимая газета»,Юрий Вадимович Тавровский]

* * *
С помощью оборудования 5G от Huawei можно сделать «умным» целый университет со всеми его аудиториями, лабораториями и общежитиями. Именно это и произошло в самом новом университете Китая – Совместном китайско-российском. Он совсем юный – первый камень заложили в мае 2016 года, а церемония открытия прошла в сентябре 2017-го. Взаимная тяга российских и китайских просветителей из Московского государственного университета и Пекинского политехнического института получила материальное воплощение. Но этой тяги не хватило бы, чтобы вывести на орбиту совместный проект подготовки элитных кадров для российско-китайского стратегического партнерства. Землю для городка-кампуса с учебными и административными корпусами, общежитиями, стадионом и парком выделило правительство города Шэньчжэнь. Оно же дало и деньги на строительство, зарплату преподавателям и стипендии успевающим студентам.

В чистом поле за пару лет уже возведены почти все здания университета, включая редкость для современной китайской архитектуры – уменьшенную копию главного здания МГУ на Воробьевых горах. Вблизи даже эта уменьшенная высотка впечатляет своими размерами и символикой стремления к звездам. Добраться до парадного входа в храм знаний пока непросто. Автобус медленно движется по лабиринту между поддонами с облицовочным камнем, штабелями труб, ящиками с оборудованием. Рабочие в люльках моют окна только-только завершенных 15-этажных корпусов общежитий. Голубой пленкой покрыты газоны вокруг пустого пока рукотворного озера, уже прозванного Лебединым.

Классический бюст Михаила Васильевича стоит в начале длинного коридора, увешанного флагами Китая и России, портретами русских и китайских ученых. Коридор проходит через главный корпус Университета МГУ–ППИ. Не дожидаясь завершения строительных работ, учебный процесс развернули в зданиях по соседству. Современные аудитории в спартанском духе, ничего лишнего, но все необходимое. В одном помещении идет урок английского языка. В другом пусто – студенты ушли на стадион. На столах остались пособия по разговорному русскому языку и письменному переводу. В читальном зале у электронного терминала Президентской библиотеки встречаемся со студентами из России. Среди них и будущие бакалавры, и магистры.

Вспомнив собственную годичную стажировку в Сингапуре в начале 70-х, спрашиваю о языковом барьере. «Барьер взят!» – говорит строгая девушка со стопкой книг по материаловедению. За два семестра первого курса – 860 часов китайского языка. Такая же интенсивная подготовка у их однокашников – 860 часов русского. Второй вопрос – о стоимости учебы. Студенты должны заплатить 40 тыс. юаней за год (около 400 тыс. руб.). Но получившим на вступительных и последующих экзаменах отличные отметки правительство Шэньчжэня выделяет грант, полностью покрывающий эти расходы. Отношения с китайскими соучениками? Хорошие. Качество учебы? Уровень высокий. Каждый день шесть пар. Предметы выбрали сами – прикладная математика и информатика, экономика, нанобиотехнология, филология. Общага? Комнаты на четырех для бакалавров, на двоих – у магистрантов. Будущее? Спрос на выбранные специальности высок в самом Шэньчжэне и соседнем Гуанчжоу. Россия от таких специалистов тоже не откажется.

Во временном учебном корпусе назначена встреча с ректором университета. Профессор Тан Шуйюань, моложавый мужчина лет пятидесяти, приехал в Шэньчжэнь несколько месяцев назад из Пекина. Начал свой монолог он с того, что назвал создание совместного университета эстафетой. В 50-е годы с помощью Советского Союза в КНР было основано немало вузов, в том числе Пекинский политех. Приняв эстафету, руководители ППИ и их соратники из МГУ преодолели немало серьезных препятствий, начиная с юридических. Законодательством обеих стран подобные совместные учебные заведения ранее не предусматривались. Но потом все пошло на лад. Си Цзиньпин и Владимир Путин в сентябре 2017 года своими приветствиями начали торжественную церемонию открытия. Совместный университет – дело новое, можно сказать, инновационное. С самого начала внедряются соответствующие педагогические методы, основанные на проектах, на обсуждениях, на автономном и интерактивном обучении. Преподаватели – носители великих традиций китайской и российской системы образования. Число лекторов из Москвы и Пекина примерно равное. Пока преподавание идет вахтовым методом – от одного до трех месяцев. К профессорам прикреплены преподаватели-помощники, которые объясняют студентам непонятные места лекций.

Академический процесс в самом начале. Сейчас набирают около 300 студентов в год, скоро прием составит 700–800. В перспективе число студентов и аспирантов достигнет 5 тыс. человек. Конкурс высокий – 8–10 человек на место. Сильные стороны – обучение по передовым программам Москвы, возможность общаться с русскими студентами, не выезжая из Китая.

* * *

Полная версия статьи: www.amp.ng.ru

Комментарии закрыты